Ближайшая служба: Апрель 19, 18:00

ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО (МК.2,1-12)
И ПАМЯТЬ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ



о. Августин Соколовски

Второе, четвертое и пятое воскресенье Великого Поста – особые. Потому что у них двойное посвящение. Первоначально, так же, как и прочие великопостные воскресенья, они были посвящены евангельским чтениям.

Например, евангельский текст Торжества Православия, в центре которого располагается идея иконы, говорит о видении Бога (Ин.1:43-51). Иисус видел Нафанаила под смоковницей, будучи далеко от него. Потому что Нафанаил в этот момент думал о Боге, то есть о Том, Кто для Иисуса родной. «Я и Отец – одно», - говорит Он в Евангелии (Ин.10,30). Эту родственность и единственность Иисуса по отношению к Своему Небесному Отцу богословие выражает словом «Единосущный».

Третье воскресенье Великого Поста, которое именуется Неделей Крестопоклонной, имеет чтением евангельский текст о том, что нельзя последовать за Иисусом, не взяв свой крест (Мк.8:34-9:1). У первого и третьего воскресенья Великого Поста только одно посвящение. Иных тем в их воспоминании нет.

В определенном смысле, евангельские чтения второго, четвертого, пятого великопостных воскресений ушли в тень. Ведь со временем именно в эти дни были добавлены воспоминания святых. Эти святые – Григорий Палама, Иоанн Лествичник, Мария Египетская – эпохальны для Православия. Как драгоценные оклады на древних иконах, сугубое воспоминание этих святых способствовало уходу первоначального тематического замысла. Но этот замысел велик, и он никак не отменен.

Так Евангельское чтение второго великопостного воскресенья – рассказ о расслабленном. Это Евангелие от Марка, 2 глава, стихи 1–12. Событие произошло в в городе Капернаум, оно описывается во всех синоптических евангелиях (Мф.9:1-8; Лк.5:17-26).

Согласно повествованию, расслабленного спустили через крышу дома, которую для этого понадобилось разобрать.


Иисус простил расслабленному грехи. «Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? (6–7). Говоря языком современности, в доме пребывали безбожники. Это были люди злые. И они оправдывали свою злобу религиозностью. Очевидно, что они повредили бы этому расслабленному. Они могли бы его затоптать. Они могли бы проклясть его. Могли причинить любое зло, потому что в древних сообществах тяжелая болезнь считалась проклятием и наказанием от Бога. Ведь в древней религиозности человек, который болен, более того, болен неизлечимо, наказан. Если человек искажен, значит Бог его наказал. Или его наказали боги. Соответственно, расслабленного бы просто не подпустили ко Христу. Люди принесли расслабленного через крышу. С точки зрения внешнего наблюдателя, они сделали это умением, хитростью, и, одновременно, жалея. «Иисус видел веру их», говорит Евангелие (5).

Весьма интересно, что такой способ принесения расслабленного символически говорит нам о догмате. Он символически отображает образ православного почитания святых. Отражает образ ходатайства святых. «Верую в общение святых», - говорится в Апостольском Символе Веры.

Святые не могут нас сами исцелить, святые не могут даровать бессмертие, не могут простить грехи. Но они могут ходатайствовать пред Богом на Небесах. Они низводят к нам Бога сквозь крышу небосвода, или, лучше и точнее, приносят к Богу нас чрез небесную твердь молитвенного покрова, ниспускают нас ко Иисусу в Церковь, которая есть Божий Дом.

Господь Иисус очевидно понимал, что многие люди, собравшиеся вокруг Него в доме, злые. Он понимал, чем это все грозит. Он видел их безумие. Потому он начал с главного и простил расслабленному грехи. Возникает вопрос, почему Он это сделал первым делом. Ведь он мог бы сказать расслабленному «встань, иди, делай дело», произнести любое повеление или «отдать приказ».

Возможно, что, если бы этому человеку, который лежал в расслаблении, не простились грехи, он стал бы еще хуже. Быть может, он был поврежден не только извне, но и внутри в чрезвычайной степени. Иными словами, он просто не мог бы быть исцелен вне прощения грехов.

Мы, вслед за вековечной философской традицией полагаем, что тело ближе к смерти, чем душа. Но на самом деле тело любого человека умирает одинаково, в силу одних и тех же процессов лишается жизни. Впадение же души в воронку зла бесконечно. Душе присуща «умираемость», она более совместима со смертью, чем тело, через грех. Господь Иисус об этом знал. Поэтому Он простил расслабленному грехи.

Но книжники подумали, что это обман. Тем более, что если Бог, как они, скорее всего, думали, наказал расслабленного, то никто не вправе разрушать происшедшее. Более того, как можно ничего не делать видимым образом, а просто декларировать прощение грехов. Книжники знали и изучали Писание, но были они «плоть и кровь» всецело, они были люди не духовные.

Господь Иисус в буквальном смысле уловил их в этом незримом преступлении. Поэтому Он и произнес, «что легче сделать, видимое или невидимое, простить грехи или сказать иди»? Господь исцелил расслабленного. После чего книжники решили Господа убить. Именно это означало обвинение в богохульстве. Тогда Иисус, сразу же после этого события, призвал Матфея (Мф.9:9). Призвание Матфея описано в евангельском тексте, но не входит в воскресное чтение (Мк.2,14).

Согласно Писанию, Господь Иисус вышел и увидел человека, сидевшего у сбора пошлин. Матфей был сборщиком налогов, то есть бухгалтером, счетоводом, человеком весьма образованным. Его второе имя «Левий» говорит о том, что он скорее всего происходил из Левиина колена, поэтому хорошо знал Писание и был сведущ в Законе. Получается, что на тот момент среди Апостолов не было никого, кто был бы способен записать свидетельство о Нем слово в слово. Отныне Матфей призван был следовать за Господом и записывать Его слова и дела.

Так произошло по примеру Исайи пророка. Исайя, почувствовав угрозу, собрал вокруг себя секретарей-книжников, которые записывали его слова и дела подробно. «Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих», - написал он повеление Бога (Ис.8,16). Поэтому его книга, значительная по размеру, дошла до нас. Господь любил пророка Исайю, почитал его и Матфей. Цитатами Исайи изобилует написанное им Евангелие.
Иисус очевидным образом понял, что добром для Благовестия происшедшее не закончится. Ибо начальники народа были злы по подобию бесов. Более того, они были не как одержимые, ибо одержимых исцелял Господь. Они были как человек, который сам вселился в демона. Их злоба была весьма велика. Они оспаривали прощение от Бога, тем самым, хулили Духа Святого. Это великий и не прощаемый грех (Мк.3:29).

У расслабленного из Евангелия от Марка есть «брат». У расслабленного в Капернауме был брат в Иерусалиме. Чтение о нем совершается в четвертое пасхальное воскресение (Ин.5:1-15). Но там иной контекст и другая история. В Великом Посту Иисус – скорбный. Его за исцеление ведут на Крест. Он Сам вскоре станет расслабленным, когда Его снимут со Креста. Такова цена добра и и всех благих дел.

В пасхальном повествовании мы видим Христа Славы, который исцеляет в одно мгновение. Более того, Он предвидит, что если исцеленный начнет грешить, то его постигнет еще большее зло. «Иди и больше не греши», - говорит он «пасхальному» расслабленному (Ин.5:14), который был одинок и, в отличие от расслабленного «великопостного» вообще не имел человека, который мог бы помочь ему сойти в воды для исцеления. Расслабленный, исцеленный сегодня, по воле Бога, остается без упрека и может просто славословить Творца. «Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Мк.2:12).

Память святого Григория Паламы (1296–1359), которая совершается во вторую неделю Великого Поста, «затенила» событие из Евангелия, подобно драгоценному окладу на древних иконах. Подобно Богу, которого греческий текст Символа Веры дословно именует «Поэтом Неба и Земли», святой Григорий был поэтом человеческой души. Он учил, как молитвой можно просветить не только душу, но и тело, в библейском духовном смысле научить человека полету. Он учил о том, что свет, который в молитве видят Афонские подвижники, это не телесный свет или фантазия, но подлинный духовный.

Вопреки понятийному ряду и правилам классической философии и богословия, Григорий Палама говорил о том, что Бог – это не сотворенная и полностью недоступная сущность и несотворенные, но доступные человеку действия Бога, Его энергии.

Эти построения на «детском» для классической теологии языке потрясающе верны. Среди письменных трудов Григория Паламы есть и проповедь во второе великопостное воскресенье. Он проповедовал об исцелении расслабленного, когда еще был жив. В 1368 году вторая неделя Великого Поста решением Константинопольской Церкви стала днем его памяти.

Церковь есть общество верующих, Церковь – общение интерпретаторов. Она сообщество толкователей. Читая снова и снова евангельский текст, она учит себя способности понимать. В евхаристической молитве божественной литургии святой Григорий Палама предстоит вместе с нами, и радуется, что в этот день мы толкуем Евангелие вместе с ним.

Поделиться:

Next service: April 19, 18:00

HEALING THE PARALYTIC AT CAPERNAUM
AND THE MEMORY OF SAINT GREGORY PALAMAS



Fr. Dr. Augustine Sokolovski

The second, fourth and fifth Sundays of Great Lent are special. Because they have a double initiation. Initially, just like other Lenten Sundays, they were dedicated to Gospel readings.

For example, the Gospel text of the Sunday of Orthodoxy, in the center of which is the idea of an icon, speaks of the vision of God (John 1:43-51). Jesus saw Nathanael under the fig tree, being far from him. Because at that moment Nathanael was thinking about God, that is, about the One who is one with Jesus. “I and the Father are one,” He says in the Gospel (John 10:30). Theology expresses this kinship and uniqueness of Jesus in relation to His Heavenly Father with the word “Consubstantial”.

The third Sunday of Great Lent, which is called the Sunday of the Cross, has a reading from the Gospel text that you cannot follow Jesus without taking up your cross (Mark 8:34-9:1). The first and third Sundays of Lent have only one dedication. There are no other topics in their memories.

In a certain sense, the Gospel readings of the second, fourth, fifth Sundays of Lenten have gone into the shadows. After all, over time, it was on these days that the memories of the saints were added. These saints - Gregory Palamas, John Climacus, Mary of Egypt - are epochal for Orthodoxy. Like precious frames on ancient icons, the intense remembrance of these saints contributed to the departure of the original thematic concept. But this plan was great, and it has not been canceled.

Thus, the Gospel reading of the second Lenten Sunday is the story of the paralytic. This is the Gospel of Mark, chapter 2, verses 1-12. The event took place in the city of Capernaum, it is described in all the synoptic gospels (Matthew 9:1-8; Luke 5:17-26).

According to the story, the paralytic was lowered through the roof of the house, which had to be dismantled for this. Jesus forgave the paralytic's sins. “Some of the scribes sat there and thought in their hearts: Why does He blaspheme like this? who can forgive sins except God alone? (6–7). In modern language, there were people in the house who did not believe God.

These were evil people. And they justified their anger with religiosity. Obviously, they would harm this paralytic. They could trample him. They could curse him. They could cause any harm, because in ancient communities a serious illness was considered a curse and punishment from God. Indeed, in ancient religiosity, a person who is sick, moreover, terminally ill, is punished. If a person is distorted, it means God punished him. Or he was punished by the gods. Accordingly, the paralytic would simply not be allowed to approach Christ. People brought the paralytic over the roof. From the point of view of an external observer, they did this with skill, cunning, and, at the same time, regret. “Jesus saw their faith,” says the Gospel (5).

It is very interesting that this way of bringing the paralytic symbolically tells us about dogma. It symbolically reflects the image of Orthodox veneration of saints. Reflects the image of the intercession of the saints. “I believe in the communion of saints,” says the Apostles’ Creed.

Saints cannot heal us themselves, saints cannot grant immortality, and cannot forgive sins. But they can intercede with God in Heaven. They bring God down to us through the roof of the firmament, or, better and more accurately, they bring us to God through the heavenly firmament of the prayer cover, they bring us down to Jesus in the Church, which is God’s House.

The Lord Jesus obviously understood that many of the people gathered around Him in the house were evil. He understood what all this meant. He saw their madness. Therefore, he began with the main thing and forgave the paralytic’s sins. The question arises as to why He did this in the first place. After all, he could tell the paralytic “Get up, go, do the job,” pronounce any command or “give an order.”

It is possible that if this man, who lay in paralysis, had not been forgiven his sins, he would have become even worse. Perhaps he was damaged not only from the outside, but also from the inside to such an extreme degree. In other words, he simply could not have been healed apart from the forgiveness of sins.

We, following the age-old philosophical tradition, believe that the body is closer to death than the soul. But in fact, the body of any person dies in the same way, due to the same processes it is deprived of life. The fall of the soul into the funnel of evil is endless. The soul is characterized by “mortality”; it is more compatible with death than the body through sin. The Lord Jesus knew about this. Therefore, He forgave the paralytic’s sins.

But the scribes thought it was a hoax. Moreover, if God, as they most likely thought, punished the paralytic, then no one has the right to destroy what happened. Moreover, how can one not do anything visible, but simply declare forgiveness of sins. The scribes knew and studied the Scriptures, but they were entirely “flesh and blood”; they were not spiritual people.

The Lord Jesus literally caught them in this invisible sin. So, he repeated: “Which is easier to do, visible or invisible, to forgive sins or to say go”? The Lord healed the paralytic. After this, the scribes decided, sir, to say. This is precisely the charge of blasphemy. Then Jesus, immediately after this event, called Matthew (Matthew 9:9). I read Matthew’s calling in the Gospel text but is not included in the Sunday reading (Mark 2:14).

According to the Scriptures, the Lord Jesus went out and saw a man sitting at the toll booth. Matthew was a tax collector, that is, an accountant, bookkeeper, and a very educated man. His middle name “Levi” suggests that he most likely came from the tribe of Levi, therefore he knew the Scriptures well and was versed in the Law. It turns out that at that time there was no one among the Apostles who would be able to write down the testimony about Him word for word. From now on, Matthew was called to follow the Lord and record His words and deeds.

This happened following the example of Isaiah the prophet. Isaiah, feeling threatened, gathered around him scribe-secretaries who wrote down his words and deeds in detail.

“Bind a testimony, and seal the testimony among my disciples,” he wrote God’s command (Is. 8:16). Therefore, his book, significant in size, has reached us. The Lord loved the prophet Isaiah, and Matthew also revered him. The Gospel he wrote abounds in quotes from Isaiah.

Jesus clearly understood that this would not end well for the Gospel. For the leaders of the people were evil in the likeness of demons. Moreover, they were like people possessed by a demon. Their anger was very great.

Jesus clearly understood that this would not end well for his mission on earth. For the leaders of the people were evil in the likeness of demons. Moreover, they were not like those possessed, for the Lord healed those possessed. They were like a person who himself inhabited a demon. Their anger was very great.They denied forgiveness from God, thereby blaspheming the Holy Spirit. This is a great and unforgivable sin (Mark 3:29).

The paralytic in the Gospel of Mark has a “brother.” The paralytic in Capernaum had a brother in Jerusalem. Reading about him takes place on the fourth Easter Sunday (John 5:1-15). But there is a different context and a different story. During Great Lent, the image of Jesus is mournful. He is led to the Cross for the healing he has accomplished. He Himself will soon become paralyzed when He is taken down from the Cross.

This is the price of goodness and all good deeds. In the Easter narrative we see the Christ of Glory who heals in an instant. Moreover, He foresees that if the healed person begins to sin, then even greater evil will befall him.

In the Easter narrative we see the Christ of Glory who heals in an instant. Moreover, He foresees that if the healed person begins to sin, then even greater evil will befall him. “Go and sin no more,” he says to the “Easter” paralytic (John 5:14), who was alone and, unlike the “Lenten” paralytic, did not have a person at all who could help him go into the waters for healing. The paralytic one, healed today, by the will of God, remains without reproach and can simply praise the Lord. “He immediately arose and, taking up the bed, went out before everyone, so that they were all amazed and glorified God, saying, “We have never seen anything like this” (Mark 2:12).


The memory of Saint Gregory Palamas (1296–1359), which takes place in the second week of Great Lent, “overshadowed” the event from the Gospel, like a precious setting on ancient icons. Like God, whom the Greek text of the Creed literally calls “Poet of Heaven and Earth,” Saint Gregory was the poet of the human soul. He taught how prayer can enlighten not only the soul, but also the body; in the biblical spiritual sense, he taught a person to fly. He said that the light that the Athonite ascetics see in prayer is not a physical light or fantasy, but a genuine spiritual one.

Contrary to the conceptual series and rules of classical philosophy and theology, Gregory Palamas said that God is an uncreated and completely inaccessible essence and the uncreated, but accessible to man, actions of God, His energies.

These constructions, in a language that is “childish” for classical theology, are stunningly true. Among the written works of Gregory Palamas there is also a sermon on the second Sunday of Lenten. He preached about healing the paralytic while he was still alive. In 1368, the second week of Great Lent, by decision of the Church of Constantinople, became the day of his memory.

The Church is a community of believers, the Church is a communion of interpreters. By reading the Gospel text over and over again, she teaches herself the ability to understand. In the Eucharistic prayer of the Divine Liturgy, Saint Gregory Palamas stands with us, and rejoices that on this day we interpret the Gospel with him.

Share: